История Масленицы на Руси
Как и многие древние русские праздники, история дня Масленицы берет свое начало из языческих поверий, которые существовали в культуре древних славян. Также он напрямую связан с празднованием дня весеннего солнцеворота. Не зря ведь праздник Масленицы проходит в преддверии весны, и изначально символизировал завершение зимы и скорый приход тепла. Даже такой обязательный атрибут Масленицы как блины имели свое ритуальное значение: горячие, румяные, круглые - они олицетворяли солнце, которое удлиняло дни и разгоралось все ярче.
Бытует мнение, будто история масленицы на Руси произошла из всенародных гуляний во славу бога Велеса. Считалось, что этот бог покровительствовал скотоводству и земледелию. День бога Велеса приходился на самый конец февраля, а после стал именоваться как день Святого Власия. Из некоторых источников до нас дошли описания этого дня, как тесно связанного с пиршествами и маслом.
После прихода христианства на территорию древней Руси, празднование дня Велеса увеличилось до недели, название она носила «сыропустной» или «сырной». Точные сроки проведения праздника напрямую зависели от сроков начала Великого поста, так как «сырная» неделя проходила накануне.
Празднование Масленицы всегда носило широкий размах, было сытно и весело - так было во время язычества, так осталось и с приходом христианства. Названия «широкой», «обжорной», а иногда и «разорительной» плотно закрепились за этим праздником.
До окончания XIV века была еще одна причина, объясняющая такие названия, дело в том, что в те времена празднование Нового года проходило 1 марта, а Масленица в конце февраля, таким образом, они тесно переплетались. По известной всем традиции: как встретишь Новый год - так и проведешь его, славяне старались встретить его так, чтобы он запомнился и был весел и сытен. Даже было такое поверье: если провели Масленицу невесело, отказывая себе в радостях жизни, весь следующий год будет неудачен. Древние говорили: «Уж лучше с себя сними и заложи, но Масленицу проводи подобающим образом».
Однако даже после того, как отмечать Новый год стали 1 января, празднование Масленицы не утратило своего размаха и веселья. Сохранились свидетельства, в которых очевидцы пишут о том, что даже царственные особы не чурались отметить Масленицу с озорством и прокатиться на огромных качелях, обязательно устанавливаемых на Масленичной неделе.
Старые названия «сыропустной» или «сырной» недели трансформировались в Масленичную неделю к XVI веку. В истории название «Масленица» сохранилось окончательно, потому что к тому времени, как начинался Великий пост, мясные продукты исключались из рациона, но вот молочные были разрешены для употребления. По этой причине выпекались масленые блины и поедались, сдобренные сметаной с маслом. Изначально название праздника было «Масляница», но после проведения реформирования орфографии, стал именоваться «Масленица».
Празднование Масленицы для русского человека является тем же самым, что и карнавал для итальянца. В переводе с итальянского, слово карнавал означает не что иное, как - Прощай говядина. А как мы уже упоминали - Масленица предшествует Великому посту, и употреблять мясо в это время нельзя.
С течением веков жизнь вокруг тоже менялась, но никто и ничто не могло принудить русский народ перестать отмечать полюбившийся праздник, такой разгульный и хлебосольный. Было время, когда царствовавший Алексей Михайлович Романов бросил все свои силы на то, чтобы присмирить своих разгулящих подданных. Разъездные воеводы слали царские указы во все города и вести, то пытаясь запретить частные винокурни, то азартные игры, то кулачные бои. Но ни угрозы царских указов, ни внушения патриарха не могли совладать с фонтанирующим народным весельем.
Но вот волею небес в 1724 году в Санкт-Петербурге празднование Масленицы сорвалось. Царь Петр, всем известный любитель увеселительных мероприятий, собирался устроить ряженное санное шествие в новообразованной столице. Однако случилось так, что всю праздничную неделю стоял трескучий мороз, и выла метель. Участники намечавшейся процессии несколько дней съезжались к намеченному месту в масках и костюмах, но изрядно окоченев в дороге, направлялись к кому-нибудь в гости, чтобы отогреться. Стихия победила и забава сорвалась.
После своей коронации Екатерина II подражая Петру I, устроила на масленую неделю в Москве грандиозное по своему размаху шествие с маскарадом, название оно получило «Торжествующая Минерва». В течение трех дней по всему городу передвигалась процессия, которая следуя замыслу великой императрицы, представляла собой общественные пороки: казнокрадство, мздоимство, волокиту чиновников и другие беды, которые уничтожались правлением Екатерины II.
С течением времени эта потеха начала совершенствоваться. На льду водоемов и площадях начали воздвигать горки, украшенные флагами разных цветов, сосновыми и еловыми ветками и даже скульптурами, высеченными из дерева. В самом начале XIX века в Петербурге большую славу имели горы, возводимые купцом Подозниковым. Строили их напротив Сената прямо на Неве и в высоту они достигали 26 метров. Катание с возведенных горок было платным, стоило это одну копейку. Поблизости от ледяных горок шла бойкая торговля чаем, орехами, сладостями, сбитнем, пирогами и, конечно же, блинами. В специальных шатрах публику развлекали и веселили любимые всеми - «Петрушка» и скоморохи.
В сельской местности, где не проводились балаганы, местные жители сами становились участвующими персонажами баталии по взятию снежного города. Дружно собравшись, возводилась снежная крепость с башнями и воротами. Зачастую она ставилась прямо на льду, а в центре прорубалась большая полынья. Затем желающие делились на две команды, конная ее часть осаждала стены снаружи, а защитники отчаянно отбивались приготовленными снежками и, размахивая метлами и хворостинами, пытались напугать лошадей. Первого ворвавшегося в ворота победителя ожидало испытание: его заставляли купаться в ледяной проруби.
Но, пожалуй, по традиции самым красивым и любимым обрядом на Масленицу было покататься на санях. Все кто имел в своем хозяйстве коня, выезжали и устраивали гонки по улицам. Состоятельные люди щеголяли расписными санями и холеными рысаками, а следом неслись вымытые и вычищенные крестьянские лошадки, украшенные разноцветными лентами.
Дни масленичной недели
Самым главным угощением на Масленицу были румяные блины. Для каждого дня на масленой неделе были свои обряды. Понедельник - встречают Масленицу, вторник - заигрыши. В среду - лакомки, в этот день тещи приглашали к себе на блины зятя с женой. В особенности соблюдался этот обычай в отношении молодых семей. Именно отсюда произошло выражение - на блины к теще.
Четверг носил название широкий, в этот день проходили самые массовые катания на санях. В пятницу были тещины вечерки, зятья приглашали тещу к себе на угощение. В субботу проходили золовкины посиделки. В воскресенье был прощеный день. В день этот навещались друзья, знакомые и родственники, обменивались поклонами и если обидели кого-то словом или делом, просили искреннего прощения.